Инклюзивное образование: ребенок-инвалид так же обучаем, как и среднестатистический ученик
24 августа в рамках работы XI съезда работников образования Новосибирской области в НИПКиПРО прошел круглый стол «Актуальные проблемы обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области».
Проблема обучения детей с ОВЗ обсуждается уже не первый год, что стало залогом для успешного внедрения инклюзивного образования в систему российского образования.
Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы в Саламанской декларации в 1994 году. На конференции в Саламанке (Испания) прозвучала идея «Школы для всех». Один из тезисов декларации: лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, а школы, в свою очередь, должны создать для этого соответствующие условия.
Инклюзивное образование – понятие новое для российской действительности, но уже наработан определенный опыт в этой области. В рамках модернизации образования этому направлению уделяется большое внимание. С 1 сентября в Новосибирской области стартует трехлетняя программа «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». В течение трех лет массовая школа будет создавать условия для того, чтобы принять в свои стены детей с особыми потребностями.
В Новосибирской области сегодня существует 31 специальное образовательное учреждение, в которых обучаются 3547 детей с особыми потребностями. Из них больше половины детей – в школах-интернатах. В общеобразовательных школах создано 159 классов коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения. В массовой школе инклюзивно обучают 3621 ребенка с ограниченными возможностями.
Как отметила Татьяна Леонидовна Чепель, к.п.н., профессор, директор ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», «до сегодняшнего дня это направление было слабо поддержано ресурсами, методической литературой и кадровой политикой, работа велась в основном на энтузиазме. Участие в новой программе даст участникам проекта возможность финансовой поддержки».
Но принятие новой программы порождает и определенные проблемы. Основная из них – где взять педагогов, владеющих специальными методиками обучения. С такими детьми могут работать и обычные педагоги, но они должны пройти специальную подготовку. Этой подготовкой будет заниматься НИПКиПРО. В рамках областной программы предстоит обучить 600 педагогов, разработать методические материалы, программы повышения квалификации.
Специалисты отмечают, что в последние годы наблюдается увеличение числа отказов родителей от права обучения ребенка в специальных школах-интернатах. Это ведет, с одной стороны, к сокращению детского контингента в подобных учреждениях, с другой – к увеличению количества школ общего типа, которые обучают детей с ограниченными возможностями. Такую ситуацию называют «стихийной инклюзией», и в принципе она находится в русле современных тенденций. Как бы то ни было, школам, куда приходят дети с особыми потребностями, необходима информационная, организационная, научно-методическая и кадровая поддержка.
«Главное преодолеть учительские страхи, – говорит Галина Михайловна Вартапетова, к.п.н., заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО. – Учитель должен понять, что ребенок-инвалид так же обучаем, как и среднестатистический ученик. Просто для этого необходимо владеть специальными методиками».
Несмотря на проблемы, которые возникают при внедрении инклюзивного образования в массовую школу, этот шаг сегодня необходим, уверены участники и эксперты круглого стола. Инклюзивная школа – это часть инклюзивного общества. Включенное образование нужно не только детям с ограниченными возможностями, но и их обычным, здоровым сверстникам. Совместное образование помогает воспитывать в детях человечность, способность понять другого, понять его проблемы, как свои. Это суть инклюзивного образования.
Добавить комментарий