«Школьных болезней» не существует?

18.10.2011

media1692    Ставить ли прививку от гриппа и как сохранить здоровье школьника. В интервью «Новосибирским новостям» рассказала главный педиатр Новосибирской области Татьяна Анохина.
   – Татьяна Юрьевна, учебный год начался, дети проучились уже месяц. Большую часть дня дети проводят в школе? Существуют ли «школьные болезни»?
   – Официального термина «школьные болезни» не существует. Но опыт показывает, что чаще всего у детей начинает страдать осанка, появляются проблемы с пищеварительной системой, спровоцированные неправильным питанием, и происходит нарушение остроты зрения.
   Сегодня мы можем констатировать изменение образа жизни детей, негативно влияющее на их здоровье. Еще в недавнем прошлом – 15-20 лет назад дети чаще гуляли на улице,  проводили больше времени на свежем воздухе. Сейчас, уже начиная с начальных классов, ребенок либо находится в школе, либо сидит дома перед телевизором, компьютером или с книгой. Все эти виды деятельности, безусловно, полезны для интеллектуального потенциала ребенка, но без достаточного движения он не будет гармонично развиваться. Ребенок должен гулять как минимум два часа в день, активно двигаться независимо от погоды. К счастью, дети могут посещать танцевальные и спортивные кружки и секции. Физические упражнения и занятия спортом помогают сохранить правильную осанку. Кроме того, питание должно быть горячим и трехразовым. Это особо важно для старшеклассников с их перекусами и перехватами, ведущими к нарушениям обмена веществ.
  – Бывает, что ребенок не заметит проблему и не пожалуется. Как ее распознать?
   – Родители должны обращать внимание на изменение поведения своего школьника. Если подвижный ребенок стал медлительным и заторможенным, если «малоежка» начал есть все подряд, если он приходит после школы и падает от усталости, значит что-то не так. Это сигнал тревоги. Родителям надо вызвать ребенка на откровенный разговор, расспросить, поговорить по душам. Возможно, это школьные перегрузки и связанный с ними эмоциональный дискомфорт, возможно, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, но могут быть и проблемы с желудком.
   Есть ряд заболеваний, которые родители не смогут распознать на ранней стадии.  Особенно это касается зрения. Неслучайно в школах проводят профосмотры детей по возрастным группам – первоклассников, учащихся пятых классов, подростков 14-15 лет. Именно в эти периоды развития и роста дети подвергаются наибольшим нагрузкам и, следовательно, имеют высокие риски появления заболеваний.
   – Сейчас ввели диспансеризацию 14-летних подростков. Чем она отличается от ранее проводившегося профосмотра 14-летних?
   – Углубленная диспансеризации отличается от профосмотра 14-летних тем, что добавились три специалиста (детский эндокринолог, уролог-андролог и детский гинеколог) и три вида УЗИ-обследования. Диспансеризация направлена на оценку репродуктивного здоровья поколения, рожденного в 1997-1998 гг, поскольку именно это время в России считается демографическим провалом. Когда эти дети достигнут возраста 20-30 лет, то их роль в решении демографической проблемы России будет огромна. Поэтому сейчас необходимо оценить их физическое и половое развитие, чтобы, если это необходимо, к 20 годам исправить имеющиеся отклонения. Над рядом патологий нужно продолжительно работать, коррекция может потребовать от нескольких месяцев до нескольких лет.
   – Для обследования 14-летнего ребенка обязательно брать согласие родителей?
   – Да, таков закон. К сожалению, некоторые родители беспричинно отказываются от комплексного обследования своего ребенка. Возможно, родители девочек боятся гинеколога, но специалист будет проводить лишь визуальный осмотр. Или опасаются психологической травмы, однако каждая женщина раз в год должна попадать на прием к гинекологу, чтобы быть уверенной в состоянии своего здоровья. К этому нужно привыкать как раз с подросткового возраста. Для мальчика обследования также важны, как и для девочки. А ведь раньше юноша сталкивался с этой необходимостью только на медкомиссии в военкомате.
   – Если у родителей альтернатива подобному осмотру?
   – Альтернативой может быть только наблюдение в частных центрах. Но, разумеется, позволить себе это могут быть лишь единицы. Консультация десяти специалистов и исследования с анализами будут весьма накладны.  Поэтому мы призываем родителей не отказываться от предоставляемой бесплатно возможности комплексного обследования.
   – Прививки – это одни из самых болезненных вопросов в нашем обществе. Так делать или не делать?
    Решая вопрос ставить или не ставить прививку, родители должны на одну чашу весов положить риск осложнений, а на другую  - риск инфекции. Иногда прививка может иметь побочные действия - повышение температуры, покраснение. Однако в течение нескольких часов они исчезают.
   Чтобы защититься от эпидемии, должно быть привито не менее  95%, оставшиеся непривитыми  5% – это те, у кого есть противопоказания (хронические заболевания). Только в такой ситуации можно ожидать эпидемиологического спокойствия. В обратном случае в любой момент может возникнуть вспышка.
   За рубежом детей прививают от значительно большего количества инфекций. У нас лист вакцинации тоже будет расширен. Например, в этом году введена вакцинация против гемофильной инфекции. Для взрослых гемофильная палочка ничего серьезного не представляет, а дети до 5 лет могут заболеть тяжелыми формами пневмонии и менингита. Вводят вакцинацию и от менингококковой инфекции, молниеносные формы которой могут унести жизнь ребенка в течение двух часов.
   – Началась вакцинация против гриппа. Прививать ли своих детей?
   – Вакцинация от гриппа – вопрос дискуссионный. Если родители хотят надежно защитить своего ребенка от гриппа, то самый лучший способ – это прививка. Но если есть сопутствующая патология (болезни сердца, почек или организм в целом ослабленный), то вопрос вакцинации нужно обсудить со своим участковым врачом. Ведь грипп может спровоцировать обострение основного заболевания. В стадии ремиссии можно прививать всех детей.

По информации сайта «Новосибирские новости»

 

Добавить комментарий

Target Image