Педагоги обсудили вопросы информатизации школьных музеев

10.02.2012

IMG_1727    9 февраля на базе Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» прошла VIII открытая городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений «Школьный музей XXI века: информатизация школьного музея». Организатором мероприятия стал отдел музеев Городского центра «Виктория».
   В работе конференции приняли участие представители Главного управления образования мэрии города Новосибирска и администрации Городского центра «Виктория», руководители музеев образовательных учреждений города, педагоги, развивающие музейное дело, ученые в области педагогики.
   Сегодня школьные музеи активно приобретают мультимедийное оборудование, формируют электронные базы документов музея, создают новое поколение методического обеспечения, используют в своей работе виртуальные экскурсии и презентации.
   В процессе работы конференции ее участники обсудили вопросы внедрения информационных технологий в работу школьного музея, создания и апробации новых методик и программ по экскурсионной деятельности для различных возрастных категорий.
   Григорий Авраамович Шихваргер, заместитель директора Городского центра «Виктория»: «Интерактивный музей это, пожалуй, единственный на сегодня способ для того чтобы познакомить детей и взрослых с музейной деятельностью города. Это очень важно, как для воспитательной работы, так и для развития самих музеев. Это то, что позволяет ученикам и учителю включиться в практическую работу, проявить себя, при том, эта работа дает зримый и ощутимый результат. Важно также, что история создается сегодня – в интерактивных музеях размещается информация о выпускниках, а это интересно ученику».
   Такие конференции – это возможность для педагогов обменяться ценным опытом, к примеру, найти пути создания оптимальных условий, финансово доступных вариантов, для учета в электронном виде экспонатов, рассказывает Григорий Авраамович. «Музейное движение развивается – это важно, потому что оно в той или иной степени закрывает ту нишу, которая когда-то возникла в связи с отсутствием комсомольских, пионерских организаций, и учительские коллективы интуитивно видят в этой форме эффективную воспитательную работу, и даже в очень непростых условиях для музеев, эта работа поддерживается».
   Сергей Владимирович Федорчук, директор Городского центра информатизации «Эгида»: «В настоящее время информационные технологии широко используются во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской), они позволяют избежать многократного дублирования одинаковой информации. Благодаря автоматизированной информационной системе в музеях создаются базы данных музейных коллекций, что дает возможность музейным работникам выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям. Оформление учётной документации и фиксирование внутримузейного передвижения предметов и их выдача из стен музея также осуществляется с помощью АИС. А вот возможность использования таких инструментов зависит от понимания важности «музейного воспитания» руководством школы и педагогами».
   Как рассказал Сергей Владимирович, на сегодняшний день, помимо курсовой подготовки в области информационных технологий и сайтостроения, центр «Эгида» предлагает школьным музеям сотрудничество в рамках проекта сетевого взаимодействия педагогов и школьников «НовоВики» (http://wiki.nios.ru), который представляет единую образовательную среду учителей, методистов и школьников Новосибирска, позволяя им объединяться в различные сообщества. Сайт построен на социальном сервисе Веб 2.0 Вики-Вики, его содержание полностью контролируется пользователями. В настоящее время сайт обновляется ежедневно.
   Во-вторых, это сотрудничество в рамках развивающегося проекта Библиотеки Сибирского краеведения, где школьным музеям предоставляется возможность оцифровки и размещения своих уникальных коллекций.
   В-третьих, сотрудничество в рамках портала НИОС и газеты «Интерактивное образование» (рубрика «Музейный компас»), где педагоги могут публиковать свои материалы, делиться опытом и обсуждать насущные вопросы.
   В-четвертых – помощь в оцифровке источников и создании электронных экспозиций.
   Ирина Викторовна Орлова, главный хранитель фондов Новосибирского государственного краеведческого музея, познакомила руководителей музеев с программами по формированию электронной базы данных по коллекциям на примере государственного краеведческого музея.
   Валентина Михайловна Куликова, председатель районного МО руководителей музеев ОУ Ленинского района, руководитель музея МБОУ СОШ № 15, отметила в своем выступлении, что в Ленинском районе постоянно происходит поиск и корректировка направлений, методов и приёмов совместной деятельности руководителей музеев: «Накоплен огромный опыт, которым хочется поделиться с коллегами, педагогами, родителями, в связи с чем, назрела необходимость в создании единого электронного пространства (сайта) районного методического объединении, над чем район уже начал работу».
   Интерактивный музей создан в Лицее № 113. Как рассказала С.В. Коломиец, руководитель музей Лицея № 113, он посвящен героическому прошлому нашей страны и Новосибирска. Началось создание интерактивного музея в 2010 году с поисковой деятельности учащихся – интерактивной экспозицией «Наши прадедушки в годы Великой Отечественной войны». Каждая семья вспоминала свою историю Великой Отечественной войны, из семейных архивов доставали солдатские письма, ордена, медали, повестки, извещения, фотографии, подбирали музыкальное сопровождение. Все реликвии фотографируются, сканируются, отцифровываются ребятами.
   Как рассказала в своем выступлении Наталья Юрьевна Ткаченко, руководитель музея НГПЛ, виртуальные экскурсии в музее объединены в 5 абонементов: «Пушкиниана», «Культура пушкинской эпохи», «История края Сибирского», «Улицы расскажут нам», «Новосибирские педагоги».
   «Виртуальные экскурсии очень удобны в тех случаях, когда посещение территориально отдаленных музеев невозможно для всех учащихся, а благодаря такой экскурсии они «побывают», например, в Болдино и в Михайловском, и в других пушкинских местах. Материалы для музея готовят сами лицеисты: это информация о старейших новосибирских педагогах, документы, письма с фронта прадедушек и прабабушек», – говорит Наталья Юрьевна.
   О реализации программы работы школьного музея в современных условиях рассказала Валентина Петровна Калинина, руководитель музея школы № 52. Основной целью реализации программы является формирование у учащихся понятия, что обычаи и традиции поколений необходимы современному человеку. Так, особенностью деятельности кружка «Бабушкин сундучок» является интеграция, согласование с деятельностью параллельно действующих кружков:
   Информатика (сопоставление признаков предмета, раскрашивание изображений сцен народных сказок);
   ИЗО (цветоведение, рисование по теме «Быт, культура, традиции русского народа);
   Театр (проигрывание сцен народных праздников);
   Танцевальный (народные танцы, хороводы);
   Музыка (народные песни, припевы);
   Спортивный (народные игры, состязания).
   По мнению Валентины Петровны, реализация программы работы школьного музея в современных условиях обеспечит благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизирует учебную нагрузку обучающихся и улучшит условия для развития ребенка.
   Светлана Владимировна Штабина, руководитель музея школы № 140, поделилась с коллегами проектом создания виртуального «Музея истории школы»: «Создание виртуального музея имеет практическую значимость, – отметила Светлана Владимировна, – архивные материалы могут быть использованы как педагогами, так и учениками в учебно-воспитательной деятельности. Именно эта особенность позволяет использовать продукт данного проекта при формировании программы внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС». Задуманный проект будет реализоваться с привлечением общественности, учащихся и учителей в течение 1 года 9 месяцев.
   Руководитель музея Лицея № 9 Марина Ивановна Басова в своем выступлении «Классный музей как форма воспитательной работы» продемонстрировала эффективность совместной деятельности педагогов, учеников и их родителей.
   Алена Анатольевна Гарина, методист Музея истории развития образования Новосибирска и Новосибирской области, рассказала об опыте формирования электронной базы данных по коллекциям на базе программы Microsoft Access.
   Людмила Ильинична Юртаева, руководитель музея Второй Новосибирской гимназии, поделилась опытом работы виртуального музея «История песни – история страны».
   Стоит отметить, что специально для участников конференции организаторами был подготовлен сборник «Инновационные подходы в музейной педагогике» из серии «В помощь руководителю школьного музея».
   По мнению участников встречи, именно сегодня музейная деятельность по праву рассматривается как важная составляющая образовательного пространства, и перспективы ее развития велики.

  IMG_1771IMG_1733IMG_1737IMG_1750

IMG_1757IMG_1775IMG_1782IMG_1759

 IMG_1784IMG_1765IMG_1790IMG_1778

IMG_1822IMG_1851IMG_1852IMG_1881

 IMG_1885IMG_18002IMG_1864IMG_1890

IMG_1793IMG_1882IMG_1811

 

Добавить комментарий

Target Image