С 1 сентября вводится новый образовательный стандарт для учащихся 5-х классов 104 школ Новосибирской области.
В пятницу, 20 июля, состоялась пресс-конференция, посвященная внедрению нового образовательного стандарта в школах региона. На вопросы журналистов ответил заместитель министра образования, науки и инновационной политики НСО Дмитрий Александрович Метелкин.
На встрече речь шла об изменениях в образовательном процессе, связанных с внедрением нового стандарта, а также о готовности школ региона к его реализации.
–Мы уже не в первый раз говорим о том, как должно меняться содержание нашего образования, – начал разговор Дмитрий Александрович Метелкин. Одно из изменений многие связывают с образовательным стандартом, который вызывает многочисленные споры, дискуссии, как в профессиональном сообществе, так и в обществе в целом.
Новый образовательный стандарт поэтапно вводится в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области уже не первый год. С нового учебного года на преподавание по новому образовательному стандарту переходят 104 школы Новосибирской области. Нужно заметить, что львиная доля этих учреждений уже участвовала в апробации образовательного стандарта начальной школы. Эта апробация прошла достаточно успешно, позитивную оценку мы получили как со стороны родителей учащихся, так и со стороны педагогов. В принципе, с задачей апробации справились.
Следующий важный рубеж – это подготовка основной школы к работе в новом режиме. Прежде всего, образовательный стандарт предполагает изменение профессиональной деятельности учителя. Он подразумевает несколько иную форму образовательного процесса, в частности, смещение акцента на практическую деятельность. Сам по себе учебный процесс перестает быть актом передачи знаний от учителя к ученику. Новый стандарт предполагает, что эти знания должны быть хорошим подспорьем в решении личностных, профессиональных и иных задач, с которыми сталкивается человек, выйдя за порог школы. В этом главное и революционное преобразование, которое вносит новый стандарт в деятельность школы.
– Каких направлений будут касаться нововведения?
–Главные критики стандарта, и отчасти они правы, говорят о том, что то количество знаний, которое осваивает ученик, должно уменьшиться. И это действительно, так. Здесь присутствует избирательность знаний. Но появляется другой момент. В новом стандарте предполагается наличие возможности выбора предмета, глубины его изучения. Критика, которая раздается, имеет под собой определенные основания. Потому что любой выбор – это выбор в пользу чего-то и отказ от чего-то. Ответственность этого выбора перераспределяется от школы и государства на ученика и его родителей. Вот о чем речь, когда мы говорим о содержании нового образовательного стандарта.
Второй момент связан с методиками преподавания, то, что называется активные методы обучения и проектный подход в образовании.
Проектный подход означает, что часть учебного времени школьники должны посвящать решению определенных, ими понятых проблем, связанных с жизнью общества, привлекая для этого полученные в школе знания. Например, если изучают экосистему по биологии, то учащиеся должны не просто изучить материал параграфа и воспроизвести его учителю на уроке. Финалом изучения темы может стать актуальность изучения экосистемы близлежащей речки. Эта проблема должна быть сформулирована и в ее решении использованы полученные знания.
Это уход от традиционной формы взаимодействия учителя и ученика на уроке. Это повышенные требования к компетентности учителя, его возможности не просто управлять процессом передачи знаний, но и процессом их адекватного использования.
–Проектная деятельность школьников будет реализовываться в рамках основной базы или это будет внеурочная деятельность?
–Мы тут немножко смешиваем две вещи. Школа обучает детей по образовательной программе. Она включает в себя аудиторные часы (те самые пресловутые 36 часов). Предложения школы по дополнительному образованию, по внеурочным практикам – это тоже часть образовательной программы. Сегодня меняется понятийный аппарат. Если мы раньше говорили про учебный план, который жестко фиксировал необходимый набор часов, сегодня он становится одним из элементов образовательной программы. Вопросы, связанные с испытательной работой, классными часами и иными формами организации внеурочной деятельности – это тоже часть образовательной программы. Новый образовательный стандарт фиксирует в качестве рекомендации дополнительно десять часов на эти внеурочные виды деятельности.
–А в чем заключается инновация: ведь экскурсии, конференции есть и сейчас в наших школах? Будет увеличен объем или глубина постижения материала?
–Эти формы работы, безусловно, есть и сейчас. Дело в том, что через новый образовательный стандарт, происходит нормирование этой деятельности. Если прежде для школы это было рекомендательной вещью, то по новому образовательному стандарту это является обязательным предписанием. Школа обязана организовывать на своей площадке разные формы научной, научно-исследовательской, учебной деятельности, чтобы это стало нормой для школы. В этом главная инновация нового образовательного стандарта.
–Все мероприятия должны укладываться в десять часов внеурочной деятельности?
–Десять часов – это, по сути, инструмент финансово-экономический. Это расчетная величина, необходимая для корректировки расчетов. Я говорю о содержательном изменении. Это может быть и не десять часов. Хороший, творческий учитель тратит куда больше на своего ученика, чем эти пресловутые десять часов.
–Эти дополнительные часы внеурочной деятельности будут платными для родителей?
–Новый стандарт никак не связан с оплатой родителями каких то дополнительных образовательных услуг. Эти вещи регулируются другими документами, а не образовательным стандартом.
Второй момент, все, что положено по стандарту (это 36 часов и все, что должна предлагать школа в рамках основной образовательной программы) – все это делается за счет государственных средств. Ни о какой платности этих десяти часов внеурочной деятельности речи идти не может. Эти десять часов находятся в рамках стандарта. Нужно прекратить возможные спекуляции по этому поводу.
–Если рабочее время учителя увеличится на десять часов, это отразится на его зарплате?
–Бесплатной деятельности у нас в школах сейчас нет. Ни один учитель не ведет уроки бесплатно. Все время, которое затрачивает педагог на реализацию общеобразовательной программы, оплачивается в соответствии с нормативом. Школа имеет право разрабатывать и предлагать, в том числе родителям, дополнительные программы. А родители имеют право соглашаться или не соглашаться пользоваться этими образовательными услугами. Законодательно запрещено, чтобы содержание дополнительной образовательной программы дублировало проблематику и содержание основной общеобразовательной программы.
–Апробация нового образовательного стандарта для начальной школы строилась по такой же концепции?
–Общий принцип, который исповедует Министерство образования и мы с этим согласны, состоит в том, чтобы досрочный переход на новый образовательный стандарт осуществлялся по мере готовности школ. Есть сетевой график перехода, но мы понимаем, что маховик школьной жизни медленный, неповоротливый. Школа живет своими циклами: годовыми, десятилетними. Но при этом, мы не можем запрещать школам, которые чувствуют свою готовность к такой измененной деятельности, которые выражают в этом заинтересованность, раньше идти на новый образовательный стандарт. Отсюда и появляется инициатива. Поэтому у нас происходит досрочный переход части образовательных учреждений (их основной школы) на новые образовательные стандарты. Массовый переход, согласно графикам, случится в 2015-16 году. А старшая школа перейдет на новый образовательный стандарт лишь в 2018 году.
Не могу не сказать про наш региональный проект, который получил название «спецклассов» или «губернаторских классов». По сути, образовательные программы этих специализированных классов во многом опираются на логику и идеологию нового образовательного стандарта, когда акцент делается на исследовательскую деятельность, на тесное взаимодействие с образовательными программами высшего образования, на разработку проектов. Школы, которые являются лидерами муниципального образовательного пространства, ставят перед собой задачу досрочного перехода на новые образовательные стандарты.
–Почему ограничились только пятыми классами?
–Тут дело просто в логике. Образовательная программа делится на программу начальной школы, основной школы и старшей школы. Разрывать эту образовательную программу искусственно никто не готов. Это чревато последствиями. Возможность переходов существует только от начальной школы к основной и от основной к старшей.
–Вы сказали, что при апробации нового образовательного стандарта в начальной школе добились хороших результатов. В чем это измерялось?
–Что является главным эффектом от образования в начальной школе? Мировая практика говорит о том, что основная задача начальной школы – это формирование мотивации к дальнейшему обучению, поддержка интереса к учению как таковому, без которого освоение более сложных программ будет практически невозможно. Успешная реализация в экспериментальном режиме стандартов в начальной школе опирается на то, что системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандарта, реализовывался в начальной школе уже много лет. Идеи развивающего обучения не чужды нашей начальной школе. Международные сравнительные исследования показывают, что результаты школьников, выпускаемых из «началки», вполне на уровне мировых стандартов. Проблемы у нас есть в основной школе. Перестроить учебный процесс, изменить подходы к нему, изменить позицию учителя, выстроить иные взаимодействия в рамках учебного процесса – вот ключевая задача на сегодняшний день. В эксперименте по апробации нового образовательного стандарта в начальной школе участвовало около 30 школ. Основываясь на результатах, можно сделать вывод о том, что создатели стандарта находились на правильном пути, когда закладывали принципы и нормы в новый образовательный стандарт.
В этом году вся «началка» с первого класса переходит на новый образовательный стандарт. Это уже не вопрос выбора школы, а вопрос организации работы по реализации образовательной программы начальных школ в соответствии с новым образовательным стандартом. Это всероссийская задача. В этом году переходят все первые классы, со следующего года все первые и вторые и т.д.
-Все ли школы области готовы к переходу на новые образовательные стандарты и, какие сложности есть?
–Сложностей непреодолимого характера нет. Есть сложности, которые хорошо трансформируются в задачи, которые стоят перед школой. В этом году серьезные средства выделены на повышение квалификации учителей. Мы практически в два с половиной раза увеличиваем объем повышения квалификации. И в этом объеме присутствуют программы, связанные с новым образовательным стандартом. Мы создаем возможность для школы подтянуть свой педагогический коллектив.
В этом году серьезно будет модернизирована техносфера современной школы. Та техника, которая поступает в школы, позволит организовать проектную деятельность. Успех этого мероприятия должен быть плодом совместных усилий, как со стороны школы, так и со стороны родителей. Чтобы интерес к обучению у ребенка не пропал, чтобы ребенок прошел все необходимые циклы подготовки к профессиональной деятельности, чтобы состоялся как личность, как гражданин, в этом, в первую очередь, должны быть заинтересованы родители.
–При новых образовательных стандартах акцент сделан на проектную деятельность, на усиление практико-ориентированных подходов, нужны специальные классы, техника, интерактивные доски. Все ли школы могут себе это позволить?
–Когда мы все это обсуждаем, есть две противоположные тенденции. Одни уверяют, что без специального винтика, шпунтика нет возможности работать. Но ведь и при использовании доступного материала можно решать поставленные задачи. То, что в школах появляется оборудование, которое позволяет фиксировать результаты проектной деятельности – это важная составляющая, но она не единственная. Более важную роль играет профессиональное понимание того, как можно решить задачу теми средствами, которые у нас есть. Чаще всего ребенку, чтобы выстроить игровое пространство, достаточно воображения и небольшого количества предметов, отнюдь не специализированного характера. Поэтому ситуация должна меняться с двух сторон. С одной стороны, укрепление материально- технической базы и, мы понимаем, что сегодня без нее невозможно организовать полноценную, продуктивную деятельность, а с другой стороны, понимание того, что это не является главной проблемой в реализации той образовательной программы, в которой фиксируется методология, методика нового образовательного стандарта. Если отвечать сжато, то здесь две составляющие: профессионализм учителя и та техническая среда, которая есть в школе. Это два главных элемента, на которых будет строиться успешность реализации нового образовательного стандарта.
–Что касается оценки знаний, какие-то изменения запланированы? Привнесены ли новшества?
–Вопрос оценивания знаний приобретает принципиальнейшее значение, и мы это увидели по результатам ЕГЭ. В частности, были изменены контрольно-измерительные материалы по истории: основная доля заданий была направлена не на простое механическое воспроизведение материала, который ученик мог заучить и воспроизвести. А был смещен акцент, и усилена доля тех заданий, которые связаны с умением рассуждать, структурировать, аргументированно излагать свою позицию с использованием фактологии. Пока это актуальная задача, пересмотр образовательных программ с учетом ввода новых стандартов.
В новом образовательном стандарте появятся вопросы, связанные с контролем качества освоения образовательной программы, создание инструментария оценки достижений ребенка. Каждый учитель должен понимать, с помощью какого инструментария он может оценить индивидуальный прогресс в развитии ребенка. Например, ребенок осваивает окружающий мир. Что будет здесь показателем освоения какого-то тематического блока, либо предмета в целом? Это вполне может быть проект, выполненный ребенком. Учитель должен понимать, на какой базе будет строиться его оценка: что он оценивает и как он оценивает. С моей точки зрения, это вызов профессиональному сообществу, потому что до этого система оценки не требовала от учителя осознанной профессиональной позиции. Пятерка и пятерка, никому ничего объяснять не надо. А здесь требуется все эти вещи разложить, чтобы было ясное понимание того, что такое образовательный результат, с помощью чего он добивается и, что самое важное, как им можно управлять. Изменяя параметры и понимая, как каждый параметр скажется на финальном результате, мы можем управлять этим результатом. Есть технология измерения и технология изменения. Когда мы говорим про измерение результата, это первая часть технологии, а вторая часть это то, как мы можем менять количественные параметры. Вот такой управленческий подход привносится в деятельность обычного учителя. Это вызов профессиональному самосознанию, профессионализму, потому что профессионал понимает, какие его усилия приводят к результату, а какие не приводят, на какие он может оказывать влияние, а на какие не может
Школа пришла к необходимости как-то реагировать на изменения в обществе. Выходя из стен школы,(в понимании создателей нового образовательного стандарта), ученик должен не обладать все суммой знаний, но должен знать и понимать, как он эту информацию может получить из доступных открытых источников, должен уметь ее самостоятельно осваивать, уметь производить с ней определенные операции: анализировать, синтезировать, должен уметь эту информацию использовать для формулировки и решения конкретных проблем, будь то проблемы, связанные с его личной жизнью и судьбой, либо профессионально значимые задачи.
–Какие проекты, которые апробировались в прошлом году, продолжатся в этом учебном году?
–В этом году мы хотели бы модернизировать или попытаться привнести что-то новое в наше понимание шагов по технологической модернизации школы. Мы все привыкли к тому, что школа технологически должна быть на передовом крае. Логика здесь простая, школа готовит к жизни, а жизнь предоставляет богатые возможности, с точки зрения технологической сферы: мобильные технологии, интернет. Но при этом мы понимаем, что никто не может дать ответ: каковы последствия вот этой усиленной технологизации школьной жизни. По сути, разобраться в этом, понять, что такое хорошо и что такое плохо при формулировке задач, связанных с техносферой современной школы, наша задача. Мы считаем, что этот проект имеет право на существование и может быть запущен в этом учебном году. Мы хотим выработать модели информационно - технологического пространства школы, которые решают задачи не только нового образовательного пространства, но в целом жизни и деятельности школы. Речь идет не только об учебных предметах, но и об управлении школы, взаимодействии с родительским сообществом и т.д. Как использовать социальные сети, блоги, чтобы отрегулировать процессы, связанные с отношениями школы с социальным сообществом, в котором она находится. Уже сейчас есть электронные журналы, электронные дневники, они тоже используют технологию социальных сетей. Важно провести эту работу и сделать из нее выводы. Чего избегать, а что усиливать в жизнедеятельности школы? Над этим сейчас работает областной центр информационных технологий совместно с ведущими образовательными учреждениями. Осенью мы готовы будем этот проект презентовать.
–Без малого полтора миллиарда выделено в этом году на ремонт, на укрепление материально-технической базы школ. Как идет процесс, как эти деньги осваиваются?
–Эти деньги идут, в первую очередь, на ремонт школьных окон, кровли, спортивных залов. В этом направлении мы будем двигаться последовательно, не снижая уровень государственной поддержки. Практически еженедельно мы собираем информацию. В целом, темпы устраивают. По отдельным районам есть запаздывания, связанные с торгами. Не могу сказать, что везде ремонт идет без сучка и задоринки, но там, где процесс подготовки школ к новому учебному году начинает давать сбои, мы подключаемся, контролируем ситуацию и предпринимаем все необходимые управленческие действия. Я уверен, что к началу учебного года все образовательные учреждения будут готовы к тому, чтобы принять в своих стенах учеников.
Подготовила Людмила Кузменкина
Добавить комментарий