Ученые НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН предложили младшим школьникам компьютерные игры, которые позволят детям легче освоиться в школе. Методика называется «Игровое биоуправление в адаптации младших школьников».
Суть в том, чтобы ребенок сам научился контролировать свое состояние, управлять эмоциями, концентрироваться и расслабляться. Что такое биоуправление? Это компьютерная лечебно-оздоровительная технология, которая базируется на биологической обратной связи. Ее принцип: человек с помощью различных устройств получает информацию о состоянии своего организма – например, температуре тела, пульсе, дыхании, напряжении мышц. Видя перед собой эти параметры и зная, как именно следует их изменить, чтобы решить поставленную задачу, он развивает в себе навыки саморегуляции. Малышей во все научные нюансы не посвящают. Перед ними ставится простая и увлекательная задача: победить в компьютерной игре. Например, суть игры «Ралли» состоит в следующем: игрок-гонщик «ведет» машину, и чем реже его пульс, тем быстрее движется автомобиль. Цель – выиграть пять кругов подряд. Если удалось справиться с естественным волнением и победить – получишь призы. В игре «Вира» два водолаза погружаются на дно в поисках сокровищ. Ребенок управляет одним из персонажей, второй – его «конкурент». Перед началом игры замеряется пульс школьника, и его значение присваивается скорости соперника. Чем медленнее пульс, тем быстрее погружается водолаз. После очередной попытки пульс игрока вновь присваивается сопернику, таким образом получается, что ребенок соревнуется сам с собой.
«Для каждого ребенка мы составляем свой протокол тренинга, – рассказывает научный сотрудник лаборатории компьютерных систем биоуправления НИИМББ СО РАМН кандидат психологических наук Ксения Мажирина. – Кому-то нужно просто расслабиться – таким рекомендуем релаксационные игры, управляемые только пульсом. Есть дети, которые умеют расслабляться, но не умеют быстро реагировать, – им нужен тренинг на внимание. Цель – научить ребенка, как собраться в стрессовой ситуации, мобилизовать психологические ресурсы».
Первой площадкой, где была опробована методика, восемь лет назад стала школа № 163 Советского района. Потом стали подключаться другие учебные заведения, тренинги заинтересовали педагогов.
Гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания есть в каждом классе. Они не могут работать сами и мешают всем остальным, поэтому учителя настоятельно советуют родителям перевести их на индивидуальное обучение. Но есть и другой, куда более действенный способ «встроить» этих школьников в нормальный учебный процесс. О нем рассказывает заведующая лабораторией компьютерных систем биоуправления, кандидат физико-математических наук Ольга Джафарова: «Наш институт предлагает метод безлекарственной коррекции синдрома дефицита внимания средствами нейробиоуправления. Мы создали для него и алгоритмы, и программы, и приборы. Суть метода в том, что «проблемных» первоклашек собирают в специальный класс «психологической комфортности», где они учатся по стандартной школьной программе и проходят сеансы терапии на основе бета-стимулирующего нейробиоуправления. Курс лечения в первый год составляет 30-40 сеансов, с каждым школьником работа ведется индивидуально».
По словам специалиста, чтобы научить ребенка управлять своими мыслительными процессами, нужно сначала ему их продемонстрировать. Активность мозга регистрируется с помощью специальных датчиков, представляется на мониторе в игровой форме, и ребенок учится думать «правильно». Допустим, в предложенной игре ему нужно вырастить сад. Если он будет мыслить в нужном направлении, то цветы будут расти быстрее. Если при этом он еще будет учить стихотворение – еще быстрее, и так далее. Эффективность реализации методики становится существенно выше за счет многих факторов. «Проблемные» дети выявляются своевременно, значит можно проводить коррекционный курс с первого класса. Ребенок получает ровно столько сеансов терапии, сколько необходимо именно ему. В результате дети выходят из начальной школы совершенно готовыми к обычному учебному процессу, они прекрасно находят общий язык с учителями и одноклассниками и вполне уверены в себе.
Идеологом и вдохновителем разработки стал доктор биологических наук, академик РАМН Марк Штарк, более двадцати лет посвятивший работе над этими технологиями. Игровое биоуправление – ноу-хау института, за рубежом аналогов такой методики нет.
НООС
|
Добавить комментарий