От инноваций к трудовому обучению

31.08.2012

fc72b    Известно, что быстрые результаты достигаются в реализации тех программ, которые совпадают с потребностями общества. По разделу трудового обучения «Технология» пришло время. Об этом на региональном съезде учителей НСО говорил Министр образования, науки и инновационной политики Владимир Никонов. Впервые за последние годы была поставлена задача об организации центров (ранее в нашей системе это были УПК) по трудовому обучению, где должны быть сосредоточено все, что касается передовых достижений науки, техники и на этой базе проводить обучение подрастающего поколения. В выступлении мэра Новосибирска Владимира Городецкого на августовской педагогической конференции звучала эта же мысль, но с уклоном подготовки кадров для инновационных технологий.
   Почему я всегда был сторонником трудового и профессионального обучения и особого отношения к уроку «Технология»? Этот предмет никогда не был основным в школе и в основном к нему пренебрежительно относились. Как правило, от педагогической неграмотности и отсутствия государственного заказа на выпускника.
    Этот предмет интегрирует  знания всех предметов. Преподавание его требует особых знаний и конкретных умений и навыков от учителя, а главное понимание цели, которая стоит перед этой образовательной областью.
   У нас в системе никогда не готовили таких учителей, в лучшем случае это были люди без специального образования, имеющие опыт и навыки конкретной работы. И зачастую это были дядя Ваня или Петя, которые умели работать рубанком, разводным ключом. И наряду с организацией элементарной работы на уроке ремонтировали школьные парты и др. И прежде всего, директор ценил их за эту помощь в содержании школы. Но если учесть, что они должны были сами обеспечивать уроки материалами, содержать оборудование, делать заготовки к уроку, то можно представить себе те сложности, которые испытывали эти учителя. К сожалению, таких учителей стало очень мало и уроков трудового обучения в школах становится все меньше. В ряде школ вообще не ведутся эти уроки.
   Образовательная область «Технология» тесно интегрируется с деятельностью обучающегося вне урока или в учреждениях дополнительного образования.
   Образование кроме знаний основ наук предполагает создание условий для деятельности, проверки своих интересов и способностей. Эта педагогическая истина.
   Для современной школы это самое уязвимое место. Причина на поверхности. Самое простое для организации учебного процесса – мел и доска. А для создания условий  практической деятельности ученика нужны дополнительные средства, усилия, подготовленные специалисты.
   Для того чтобы отобрать способного ученика к конкретному виду деятельности нужно создать равные условия для всех обучающихся.  Школа обеспечивает это условие. И прежде всего это уроки образовательной области «Технология». Необходимо на современном этапе модернизации школы (так сегодня все говорят) обратить внимание на эту образовательную область. Что это означает: обеспечить учебные классы-мастерские необходимым оборудованием по существующим программам; обеспечить школьные мастерские инструментами и материалами для выполнения существующих программ. (В городе есть  городская служба снабжения, а в системе образования был магазин учебно-наглядных пособий.) А главное подготовить учителя, который может и понимает задачи нашего времени и образовательной области «Технология». Необходима целевая программа региона, города на 3-5 лет для создания условий по трудовому обучению в школах.
   Это необходимое условие для отбора способных ребят к конкретному практическому виду деятельности. Инструмент отбора – выставки, олимпиады, конкурсы, экзамены и др.
   Для ознакомления с современными достижениями науки и техники создать для учащихся 8-9 кл. Центры, УПК или ресурсные центры и дать возможность под руководством педагогов школ, учреждений дополнительного образования,  Центров готовить проекты в соответствии со своими интересами и склонностями. Параллельно с этим ввести в эти Центры психофизиологические лаборатории. Задача специалистов лаборатории – обследовать обучающегося и на основании объективных параметров выдать профконсультацию для дальнейшего выбора профиля обучения.
   Практическая работа в Центрах должна быть организована по 5 основным направлениям, охватывающим все виды деятельности человека:

   Для 10 и 11 кл. работает психофизиологическая лаборатория для уточнения интересов и склонностей, советов на основе объективных данных. Сотрудники этой лаборатории оказывают практическую помощь для работы (1 день в неделю или сконцентрировать время в учебном году) на предприятиях, фирмах и др. Учащиеся 10 и 11 кл. выполняют творческий проект как итог занятий.
   Вузы, колледжи, предприниматели на основании профконсультаций и выполненных проектов создают условия для преимущественного поступления в профессиональные учреждения или работу.
   Это не  «Нью-Васюки». Я рассказываю об опыте работы Октябрьского УПК в течение более 20 лет. Нужна политическая воля для возобновления трудового обучения, опираясь на богатый опыт, накопленный в городе предыдущими поколениями образовательных учреждений.
   Для руководства и координацией этой работой нужно организовать пирамиду управления: мэрия-район-предприятия-ВУЗы-колледжи.

Григорий Авраамович Шихваргер,
Заслуженный учитель РФ, заместитель директора МБОУ ДОД Городского центра физической культуры и спорта «Виктория» г. Новосибирска

 

Добавить комментарий

Target Image