От инноваций к трудовому обучению
Известно, что быстрые результаты достигаются в реализации тех программ, которые совпадают с потребностями общества. По разделу трудового обучения «Технология» пришло время. Об этом на региональном съезде учителей НСО говорил Министр образования, науки и инновационной политики Владимир Никонов. Впервые за последние годы была поставлена задача об организации центров (ранее в нашей системе это были УПК) по трудовому обучению, где должны быть сосредоточено все, что касается передовых достижений науки, техники и на этой базе проводить обучение подрастающего поколения. В выступлении мэра Новосибирска Владимира Городецкого на августовской педагогической конференции звучала эта же мысль, но с уклоном подготовки кадров для инновационных технологий.
Почему я всегда был сторонником трудового и профессионального обучения и особого отношения к уроку «Технология»? Этот предмет никогда не был основным в школе и в основном к нему пренебрежительно относились. Как правило, от педагогической неграмотности и отсутствия государственного заказа на выпускника.
Этот предмет интегрирует знания всех предметов. Преподавание его требует особых знаний и конкретных умений и навыков от учителя, а главное понимание цели, которая стоит перед этой образовательной областью.
У нас в системе никогда не готовили таких учителей, в лучшем случае это были люди без специального образования, имеющие опыт и навыки конкретной работы. И зачастую это были дядя Ваня или Петя, которые умели работать рубанком, разводным ключом. И наряду с организацией элементарной работы на уроке ремонтировали школьные парты и др. И прежде всего, директор ценил их за эту помощь в содержании школы. Но если учесть, что они должны были сами обеспечивать уроки материалами, содержать оборудование, делать заготовки к уроку, то можно представить себе те сложности, которые испытывали эти учителя. К сожалению, таких учителей стало очень мало и уроков трудового обучения в школах становится все меньше. В ряде школ вообще не ведутся эти уроки.
Образовательная область «Технология» тесно интегрируется с деятельностью обучающегося вне урока или в учреждениях дополнительного образования.
Образование кроме знаний основ наук предполагает создание условий для деятельности, проверки своих интересов и способностей. Эта педагогическая истина.
Для современной школы это самое уязвимое место. Причина на поверхности. Самое простое для организации учебного процесса – мел и доска. А для создания условий практической деятельности ученика нужны дополнительные средства, усилия, подготовленные специалисты.
Для того чтобы отобрать способного ученика к конкретному виду деятельности нужно создать равные условия для всех обучающихся. Школа обеспечивает это условие. И прежде всего это уроки образовательной области «Технология». Необходимо на современном этапе модернизации школы (так сегодня все говорят) обратить внимание на эту образовательную область. Что это означает: обеспечить учебные классы-мастерские необходимым оборудованием по существующим программам; обеспечить школьные мастерские инструментами и материалами для выполнения существующих программ. (В городе есть городская служба снабжения, а в системе образования был магазин учебно-наглядных пособий.) А главное подготовить учителя, который может и понимает задачи нашего времени и образовательной области «Технология». Необходима целевая программа региона, города на 3-5 лет для создания условий по трудовому обучению в школах.
Это необходимое условие для отбора способных ребят к конкретному практическому виду деятельности. Инструмент отбора – выставки, олимпиады, конкурсы, экзамены и др.
Для ознакомления с современными достижениями науки и техники создать для учащихся 8-9 кл. Центры, УПК или ресурсные центры и дать возможность под руководством педагогов школ, учреждений дополнительного образования, Центров готовить проекты в соответствии со своими интересами и склонностями. Параллельно с этим ввести в эти Центры психофизиологические лаборатории. Задача специалистов лаборатории – обследовать обучающегося и на основании объективных параметров выдать профконсультацию для дальнейшего выбора профиля обучения.
Практическая работа в Центрах должна быть организована по 5 основным направлениям, охватывающим все виды деятельности человека:
- 1 Технономические профессии («Человек – Техника»)
- 2 Биономические профессии («Человек – Природа»)
- 3 Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система»)
- 4 Артономические профессии («Человек — Художественный образ»)
- 5 Социономические профессии («Человек - Человек»)
Для 10 и 11 кл. работает психофизиологическая лаборатория для уточнения интересов и склонностей, советов на основе объективных данных. Сотрудники этой лаборатории оказывают практическую помощь для работы (1 день в неделю или сконцентрировать время в учебном году) на предприятиях, фирмах и др. Учащиеся 10 и 11 кл. выполняют творческий проект как итог занятий.
Вузы, колледжи, предприниматели на основании профконсультаций и выполненных проектов создают условия для преимущественного поступления в профессиональные учреждения или работу.
Это не «Нью-Васюки». Я рассказываю об опыте работы Октябрьского УПК в течение более 20 лет. Нужна политическая воля для возобновления трудового обучения, опираясь на богатый опыт, накопленный в городе предыдущими поколениями образовательных учреждений.
Для руководства и координацией этой работой нужно организовать пирамиду управления: мэрия-район-предприятия-ВУЗы-колледжи.
Григорий Авраамович Шихваргер,
Заслуженный учитель РФ, заместитель директора МБОУ ДОД Городского центра физической культуры и спорта «Виктория» г. Новосибирска
Добавить комментарий