Published on НИОС (https://nios.ru)

Главная > Школы Новосибирской области успешно развивают систему управления качеством образования

27.09.2013

Школы Новосибирской области успешно развивают систему управления качеством образования

24 сентября на базе Аэрокосмического лицея им. Ю.В. Кондратюка прошла конференция «Современные тенденции управления качеством образования в Новосибирской области». Более 200 руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений анализировали результаты работы 16 стажировочных и 89 пилотных площадок, на базе которых идет реализация регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области».

Во встрече приняли участие Ирина Викторовна Мануйлова, заместитель председателя комитета по образованию Государственной думы; Ирина Валерьевна Барматина, начальник управления менеджмента качества Новосибирского государственного педагогического университета, к.п.н., научный руководитель; Галина Федоровна Рудзей, академик академии проблем качества, международный эксперт в области качества, д.т.н., профессор СГУПС; а также представители государственного регионального центра стандартизации метрологии Новосибирской области.

Министр образования, науки и инновационной политики Владимир Алексеевич Никонов: «Сегодня мы не просто обсуждаем, как выстроить систему управления качеством в школе, а говорим о существующих современных тенденциях – здесь сидят эксперты, которые уже сформировали у себя абсолютное точное и полное понимание о том, как обеспечивается управление в школе, ориентированное на главный его результат – высокое качество. Этот проект, пожалуй, самый значимый, интегрирующий, требующий комплексных навыков, умений и сработанности педагогических коллективов, точного понимания целей, которые сегодня обеспечивает современная школа. Я рад, что проект осуществляется достаточно успешно, мы видим изменения в сознании, в подходах, в философии деятельности сегодняшних руководителей школ, включенных в него. Мы говорим о том, что проект должен реализовываться как сетевой, создающий некое сообщество коллективов, профессионалов. И за два года нам удалось создать мощное поле образовательных учреждений, которые могут взять на себя роль распространителя современных методов управления».

На сегодняшний день в проекте участвуют 105 образовательных учреждений, в которых обучается более 57 тысяч детей, работают более 4 тысяч педагогов и 400 руководителей.

Достижениями по итогам двухлетней работы проекта поделилась Людмила Алексеевна Каменщикова, заведующая кафедрой управления образовательными учреждениями НИПКиПРО: «За эти 2 года наша деятельность расширилась с 55 до 102 образовательных учреждений. Мы решили очень важную задачу: сумели повысить роль руководства, она стала лидирующей. Каждая школа сегодня взяла на себя ответственность за политику качества. Большое значение придали повышению квалификации педагогических коллективов, изменились партнерские отношения – как с внутренними, так и с внешними партнерами, а главное – с родителями».

Руководители пилотных площадок показали систему работы по реализации модели управления качеством образования в своих образовательных учреждениях, а также теоретические подходы к управлению качеством образования.

Опытом работы поделились директор лицея №6 г. Бердска Зоя Николаевна Родина и научный руководитель лицея Ирина Валерьевна Барматина, начальник управления менеджмента качества Новосибирского государственного педагогического университета, к.п.н.

«У обучающихся повысилась удовлетворенность качеством образовательных услуг, появилась возможность моделирования будущей образовательной и профессиональной деятельности с использованием опыта рефлексивного самоуправления и самопрезентации. Расширился круг социальных партнеров, повысился рейтинг лицея среди школ повышенного уровня», – рассказала Зоя Николаевна. Основные проблемы в реализации – это невыполнение отдельных требований стандарта ISO 9001 в силу их специфичности и попытка замкнуть на директоре лицея большое количество процессов, высокая степень документирования процессов.

Итак, можно выделить определенные критерии, по которым становится ясно, что система управления качеством образования в образовательном учреждении создана и развивается. 

«Это открытость школы, удовлетворенность потребителей образовательной услуги (учеников, родителей, государства). Совместное решение коллективом вопросов, проблем; анализ рисков и результатов: уменьшение жалоб, нареканий – это позитивная динамика. Это процессный подход – когда все процессы документируются, создается система. Руководитель, педагоги, дети, родители понимают, что урок – это процесс, который ведет к результату, который в свою очередь достигается набором приемов. Это командность, при этом появляются и неформальные лидеры, которые работают параллельно с руководителем, остальные участники – единомышленники. И конечно транслирование своего опыта – проведение семинаров, круглых столов, повышение квалификации», – рассказали Зоя Николаевна и Ирина Валерьевна.

В 2011 году в состав стажировочных площадок по реализации проекта был включен Аэрокосмический лицей, имеющий определенный опыт в разработке системы оценки качества образования, за которым были закреплены 5 пилотных площадок: Инженерный лицей НГТУ, Гимназия №10, Лицей №136, МОУ СОШ № 9 г. Татарска, МОУ Первомайская СОШ, Татарский район Новосибирской области.

«Замечательно то, что региональный проект предоставил возможности обобщить и глубоко войти в тему создания менеджмента качества, сейчас наше Министерство образования находится в этом информационном поле и поддерживает этот проект, благодаря которому 105 образовательных учреждений работают в инновационном режиме, а также имеют возможность получить сертификат систему менеджмента качества», – говорит Людмила Павловна Малыгина, заместитель директора по научно-методической работе Аэрокосмического лицея им. Ю.В. Кондратюка.

В соответствии с контрактом с сертификационным органом TUV NORD CERT (г. Эссен, Германия), 13 декабря 2012 лицей прошел сертификацию системы менеджмента качества и получил Международный сертификат по стандартам серии ISO 9001.

Впервые в России среднее общеобразовательное учреждение вышло на международную сертификацию системы менеджмента качества. В Новосибирске международные сертификаты на тот момент имели представители высшей школы: НГУ и СибГУТИ.

«Следом сертификат получила 10 гимназия, сейчас два образовательных учреждения готовятся к сертификации по ГОСТ-Р-овской системе. Если вначале целью проекта не была сертификация системы менеджмента качества, то школы сами логически пришли к этому. Что это дает образовательному учреждению? Прежде всего, это имидж, когда нашим родителям, которые, например, работают в промышленности, и понимают, что такое система менеджмента качества и что мы работаем по международным стандартам, – это внушает большое уважение. Недавно нашим коллегам, находящимся на повышении квалификации в Москве в Высшей школе бизнеса, сообщили, что в России сейчас нет таких средних образовательных учреждений, которые имеют международные сертификаты системы менеджмента качества. Поэтому Новосибирская область может гордиться тем, что мы являемся лидерами. И конечно, все школы, которые разрабатывают эту систему, пытаются работать эффективно – получают общественное признание. Не все инновации имеют конечную цель – в этой сфере перспективы безграничны. Я думаю, что Россия достигнет высоких результатов, и это настоящая реформа образования», – уверена Людмила Павловна.