Анна Кикина: «Хочу поплавать с китами»

27.06.2023

26 июня в рамках официального визита в Новосибирск космонавт Анна Кикина посетила учреждения, в которых училась – школу № 29 и лицей № 159.

С 1 по 9 класс Анна училась в лицее № 159, а в 10-м классе она продолжила обучение в школе № 29 – в классе с оборонно-спортивным профилем, в котором обучались ребята, выбравшие профессию «Спасатель». Помимо основных предметов школьники изучали «Медицину катастроф», «Спасательное дело», «Основы психологии». С ними работали специалисты поисково-спасательной службы города Новосибирска.

Часто ребятам вместе с классным руководителем приходилось проходить настоящие недельные маршруты выживания. Ученики не раз выезжали в национальный парк «Красноярские Столбы», на о. п. Учебный, где под руководством настоящих спасателей Анна вместе с одноклассниками штурмовала горы и поля, училась ставить палатку, разводить костёр, при этом не унывать и поддерживать других. Все учителя помнят Анну как отзывчивую, жизнерадостную девчонку, которая удивляла всех спортивным волевым характером и постоянным желанием испытывать свои возможности.

Анна относится к таким выпускникам, которые с радостью приходят в школу, встречаются с директором, учителями, ребятами. Несколько лет назад она рассказывала школьникам о том, как решила стать космонавтом и как готовится к полету в космос, а теперь поделилась своими впечатлениями и ощущениями о том, как это было. Школьников интересовало, как проходит обычный день на космической станции; какие из блюд, которые ела Анна в течение 157 дней, самые вкусные; есть ли какая-то инструкция у экипажа на случай встречи с инопланетянами, встречались ли за время полета неопознанные летающие объекты, также ребятам было интересно узнать, о чем мечтает человек, который побывал в космосе.

– Ваше любимое блюдо, которое вы ели в космосе?

– Я из многодетной семьи и ем любую еду. Вкус еды на станции очень украшал чеснок, как бы это странно не звучало. Он не входит в основной рацион питания, а доставляется на грузовых космических кораблях отдельно. К нам на станцию примерно два раза в год прилетает грузовой космический корабль, который привозит различное оборудование, одежду, еду, включая свежие фрукты и овощи. Есть определенный набор, который можно доставлять на борт, не все подряд. По согласованию со всем экипажем (большое им спасибо) нам доставили чеснок.

– Меняются ли у человека в космосе вкусовые ощущения, обоняние, слух?

– Когда прилетаешь на станцию, твой организм полностью перестраивается. И это не очень комфортное состояние. В организме перераспределяются жидкости. Ощущения можно сравнить с теми, когда мы в детстве висели на турниках вверх ногами. Кровь приливает к голове и это очень некомфортно. В таком состоянии сложно думать. Органы чувств работают, но получить удовольствие сложно, потому что идет адаптация. Через несколько дней все встает на свои места. Там прекрасно чувствуются запахи. На земле их изобилие, и мы на это уже не обращаем внимание. На станции пахнет аппаратурой, аэрозолем, мы называем этот комплекс запахом космоса. Если приходит грузовой корабль с овощами и фруктами, то, как только открывается люк, запах буквально врывается на корабль. Когда накапливается обонятельное голодание, то ты становишься очень чувствительным к любым новым запахам, но они не меняются, остаются такими же, как и на земле.

– Расскажите об обычном дне в космосе.

– На станции мы живем по документу, которые называется радиограмма – это документ, где прописана последовательность твоих действий на рабочие сутки или на какую-то определенную работу. В документах расписан весь день по минутам. Каждый день разнообразен по видам деятельности. Обязательны гигиенические процедуры после просыпания и перед отходом ко сну. Обязательны приемы пищи: завтрак, обед и ужин. Они планируются для каждого индивидуально. У всех разный распорядок дня. Графики работы разведены, потому что пространство внутри станции ограничено. Но ужинаем в основном вместе. Обязательны по 2,5 часа каждый день занятия по физической подготовке. Необходимо поддерживать тонус мышц. В выходные добавляется уборка. Каждый день запланированы работы по обслуживанию станции, различных систем, аппаратуры, научные исследования и эксперименты.

– Встречались ли Вам в космосе неопознанные летающие объекты?

– Любой предмет в космосе неопознанный, пока мы не поняли, что это. Например, какой-то элемент обшивки, теплозащитного экрана, кусочек ткани. Мы уже не удивляемся, когда что-то видим, но всегда с интересом бежим к иллюминатору, чтобы посмотреть, а что там.

– Какой предмет в школе Вы считаете самым важным?

– Самый важный предмет тот, который вы считаете для себя важным. Зачастую этот выбор может определить вашу дальнейшую жизнь и ту дорогу, по которой вы пойдете дальше. Это ваша ответственность. Никто не обязан вам ничего давать. Если вы будете делать упор на то, что вам нравится, то в дальнейшем это может стать вашим делом жизни. Но нужно изучать все предметы, потому сегодня очень важно иметь широкий кругозор. В современном мире образованный человек котируется, и чем шире кругозор, тем более востребованными вы будете. Специалисты нужны разные. Главное, чтобы человек был счастлив и любил свое дело.

Вы с детства мечтали стать космонавтом?

– В лицее № 159 я закончила 9 классов, после чего перешла в школу № 29 в класс по профилю «Юный спасатель», а дальше поступила в Академию водного транспорта по специальности «Защита от чрезвычайных ситуаций». Но потом судьба повернулась так, как я не думала и не мечтала. В 27 лет я узнала, что в нашей стране объявлен первый открытый набор в отряд космонавтов, в нем мог принять участие любой гражданин Российской Федерации. Естественно был выдвинут определенный ряд требований, и, если ты им соответствуешь, у тебя есть полное право составить пакет документов и отправить в Центр подготовки космонавтов. Я так и сделала, потому что поняла – вот то, к чему я шла: эта профессия концентрирует в себе всё то, чем я занималась всю жизнь в разных направлениях. Всё получилось удачно, я прошла отбор, попала в отряд космонавтов, дальше были десять лет подготовки к первому космическому полету, практически полгода на международной космической станции, где я выполняла задачи и цели нашей экспедиции на борту американского космического корабля, возвращение на родину, реабилитация. И вот я нахожусь в рабочей командировке в родном городе Новосибирске, после чего уйду в отпуск, а затем вновь включусь в работу отряда космонавтов, буду в группе совершенствования специализации до моего следующего космического полета.

– Когда будет следующий полет в космос?

– Вначале меня должны назначить в следующий космический экипаж. Думаю, это произойдет через пару лет, учитывая то, что в нашем отряде космонавтов 25 человек, и ребята распределены в экспедиции на ближайшие несколько лет. Подготовка уже сформированного экипажа начинается за два года до полета.

– Что Вы чувствовали, когда приземлились?

– Конечно же, я была очень рада. Когда нашу капсулу с воды поставили на судно, омыли ее от возможных остатков топлива и открыли люк, этот первый воздух, который окружил нас, был такой свежий, морской, что вначале даже показался каким-то неестественным – в космосе ты отвыкаешь от подобных запахов. И несмотря на то, что прибывавшие и улетавшие экипажи на станции включали в себя вплоть до 11 человек, так здорово было видеть первые лица людей, которые тебя готовили к полету, с которыми ты проходил тренировки, которые тебя сейчас должны извлекать из капсулы – ощущения сродни тем, когда видишь маму, или вот как щенки или котята всем виляют хвостиками, – восторг, улыбки и радость.

– Какие взаимоотношения у Вас были с иностранными космонавтами?

– У нас были прекрасные взаимоотношения, причем как на земле, так и в космосе. Я летела в составе американского космического корабля, где вся команда состояла из иностранцев. На станции часть экипажа составляли русские ребята. Мы отлично общались со всеми. Командир раздает задачи, а мы выполняем, даем подтверждение выполненной задачи и должны понимать друг друга «с лёту». И это в большей степени зависит не от языка, а от ментального общения, сработанности экипажа. Достаточно произнести связку слов, чтобы было ясно, что происходит, учитывая то, что все мы понимаем процесс развития ситуации, действия по ходу развития полета. Поэтому взаимопонимание было полное. Плюс к тому мне достались в экипаж прекрасные, очень человечные люди, которые любят жизнь и уважают тех, кто с ними рядом. От них всегда чувствуется поддержка и они сами готовы принимать помощь при необходимости, они доверяют и всегда могут поручить какие-то ответственные дела любому своему напарнику. Помимо работы, периодически мы встречались за обеденным столом, праздновали какие-то события, дарили друг другу подарки, которые привезли с Земли, чтобы порадовать друг друга. Так, на 8 марта парни подарили мне и нашему командиру Николь Манн по импровизированному цветку: они создали их своими руками из фиксирующей проволоки, которая используется для выхода в открытый космос, их лепестки были обмотаны разноцветной изолентой. Это было классно!

– Какое самое сложное испытание Вы прошли за 10 лет Вашей космической подготовки?

– Если говорить о специальной подготовке космонавтов, – а у нас есть разные направления: это специальная парашютная подготовка космонавтов, специальная водолазная, специальная лётная, выживание в различных климатогеографических зонах, – пожалуй, самые трудные условия были для меня при выживании в пустыне. 45 градусов в тени, очень плотная облачность и фён (горячий ветер с песком), выживание двое суток под палящим солнцем – для тела это были самые неприятные ощущения. Но наиболее яркий след в моих воспоминаниях, выдержке, которые проявили мои тело, душа и ум, оставила сдача государственного экзамена. Базовая подготовка космонавтов продолжается два года, нам сократили её до 1,5 лет. И бывало так, что на одной неделе мы сдавали по три-четыре экзамена с зачетами. На каждое такое событие собиралась комиссия, которая проверяла, понимаем ли мы суть материала, разобрались ли в системе космического корабля или станции, спецтренировок и нормативов. В завершение мы должны были сдать госэкзамен комиссии в составе более ста человек. Специалисты давали нам оценку – билет для перехода в отряд космонавтов из ряда кандидатов. Огромное эмоциональное напряжение, концентрация на том, чтобы не потерять информацию, которую ты накапливал 1,5 года – это было самое тяжелое испытание.

– Что для Вас было наиболее волнительно: взлет от Земли или посадка?

– И взлёт, и спуск – два ответственных участка полета. Но при спуске, пожалуй, больше факторов и условий, которые могут повлиять на штатный ход событий. Всё это довольно волнительно.

Необычные чувства были, когда уходила со станции. Ты проработал там полгода, вся эта машина, весь комплекс систем – это твой дом в космосе, который оберегал тебя, кормил, давал тебе возможность работать, дышать его воздухом. Это особое творение человека в условиях, которые не приспособлены для жизни. МКС – самый крупный и масштабный в истории человечества созданный людьми совместный проект, международное партнерство. И все партнеры, в сознании, максимально стараются сохранить это сотрудничество: используя ресурсы и достижения разных стран, можно совершать прорывы гораздо чаще и мощнее. Вместе мы можем делать великие проекты.

Я уходила со станции с чувством радости, благодарности и легкой потери. Это ощущение начала следующего этапа и «рождения» – все вещи, в которые ты был одет, сразу отправляются на склад или утилизируются, и после тебя там ничего не остается. Как только закрывается люк, тебя на станции нет, и неизвестно, окажешься ли ты здесь когда-нибудь. Это чувства грусти и уважения. Но как только происходит расстыковка, ты тут же переключаешься на Землю, потому что включается ответственность за следующие свои действия: ты знаешь, что будет происходить в эти часы спуска, ухода в плотные слои атмосферы, введения парашюта в действие… «Splash down», соприкосновение с водой – ты концентрируешься на этом. Теперь это самые теплые и добрые воспоминания. И я счастлива, что была там и работала.

В завершение мероприятия Анна передала в дар школе флаг учреждения, который побывал с ней на орбите, фото с подписями участников экспедиции, нашивки с костюма. В свою очередь Галина Юрьевна Белобородова, директор школы № 29, вручила Анне памятный знак под номером один «Почетный ученик школы № 29».

Уникальные подарки «из космоса» получили также учащиеся и педагоги лицея № 159. Директор лицея Татьяна Вячеславовна Горбачева и ребята вручили космонавту сувениры, созданные своими руками, с пожеланием, чтобы они отправились на станцию в следующий полёт.

В этот же день Анна Кикина побывала в гостях у дошколят из детского сада № 421 – юные исследователи прислали ей видеописьмо, в то время, когда космонавт работала на Международной космической станции.

Добавить комментарий

Target Image