Как учитель может сэкономить время?
По закону стандартная учительская ставка составляет 18 часов в неделю, но в нее входит только проведение уроков. С учетом выполнения остальных задач российский педагог в среднем работает на пять часов дольше, чем зарубежные коллеги, говорится в международном исследовании TALIS. Что можно сделать?
Больше всего времени, свободного от преподавания, у педагогов отнимают рутинные задачи – подготовка к урокам и проверка домашних заданий или контрольных работ. Конечно, у преподавателей с опытом уже есть наработки и планы занятий, но их все равно приходится корректировать: искать актуальные примеры, адаптировать для конкретного класса и так далее.
В сфере образования появляется все больше онлайн-ресурсов, которые упрощают проверку знаний детей: учитель может выбрать как готовую проверочную работу из тех, что уже представлены на сервисах, так и собрать свою в рамках изучаемой темы. А дальше все просто: ученики выполняют задания, система их автоматически проверяет, показывает учителю индивидуальные и групповые результаты и собирает статистику успеваемости.
Однако есть нюанс – чаще всего подобные платформы просто показывают, что ребенок не справился с задачей, но не позволяют проанализировать причину. Пытаясь решить эту проблему, Яндекс.Учебник совместно с Лабораторией проектирования содержания образования Высшей школы экономики создал специальную систему оценки.
В рамках нее все учебные навыки, которые должны освоить дети по основным школьным предметам – русскому языку и математике – разложили на более мелкие элементы. Затем к каждому заданию платформы добавили информацию о том, какие умения оно прокачивает. Разработанный на основе этих данных алгоритм определяет, где именно ошибается ученик, и предлагает ему дополнительные подборки с материалами. Они состоят из тех упражнений, которые направлены на восполнение пробелов. А педагоги могут посмотреть выгрузку платформы с данными о том, какие навыки нужно подтянуть у каждого конкретного ребенка, чтобы скорректировать образовательный процесс.
Другая группа digital-платформ позволяет сделать проверку знаний более увлекательной. К ним относятся такие сервисы, как MyQuiz и Learningapps, с помощью которых учитель создает интерактивные тесты и викторины. Их можно использовать и в качестве домашних заданий, и для работы в классе. К примеру, педагог объясняет новую тему, после чего дети прямо на уроке проходят квиз. Преподавателям такой формат сразу дает реальную картину того, насколько хорошо школьники усвоили материал, а дети активнее вовлекаются в образовательный процесс за счет смены деятельности и интерактива.
Правильное выстраивание коммуникации необходимо не только в отношениях с учениками, но и с родителями: потоки сообщений в мессенджерах не прекращаются круглыми сутками, порой даже в выходные. Решение этой проблемы достаточно простое. «Когда преподаватель берет класс в начале года, он может просто предупредить всех мам и пап, что по любым вопросам они могут звонить или писать на электронную почту, но только в рабочее время и только в определенные часы, – советует заведующая учебной частью Яндекс.Учебника Елена Краевская. – Учитель говорит, что он в доступе, условно, с 15 до 18, а остальное время – его личное, которое нужно уважать».
Не стоит забывать, что и сама школа – это целая экосистема, где нужно поддерживать коммуникацию между сотрудниками, составлять учебные планы и решать много других вопросов. Для таких целей тоже существуют сервисы, например, таск-менеджеры Trello или Asana, они помогают ставить задачи и отслеживать их выполнение в коллективе. Рабочие пространства этих программ выглядят как доски со стикерами и, по сравнению с другими подобными сервисами, очень просты в освоении. Популярен Slack – это корпоративный мессенджер, в котором можно обсуждать рабочие вопросы, хранить информацию и редактировать документы.
Приспособить для образовательных нужд можно и те инструменты, которые изначально не создавались для школ. Это планировщики, виртуальные доски, онлайн-документы, облачные диски и многое другое, что сильно упрощает жизнь и учителя, и учеников. Так, в качестве электронного ежедневника можно использовать Яндекс.Календарь или Todoist. В них есть возможность создавать списки задач, ставить напоминания, а также делать общий доступ к какому-то событию – например, для участников педсовета или родительского собрания.
Часто преподаватели готовят визуальные сопровождения к занятиям, классным часам или открытым урокам. Для таких задач помимо классического PowerPoint можно использовать более функциональные, но при этом интуитивно понятные программы, например, «Google Презентации». Они также подойдут для совместной работы, что очень удобно, если учитель планирует в качестве домашнего задания дать детям групповой проект.
Цифровые сервисы помогают упростить работу учителя, оптимизировать рутинные задачи и разработать индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Освоить их несложно, а высвободившееся время можно посвятить главному – работе с учениками, их творческому и интеллектуальному развитию.
По информации НООС и «Учительской газеты»
Добавить комментарий