Экстернат как новая возможность старшей школы
11 мая в Городском центре информатизации "Эгида " прошел семинар "Старшая школа как возможность нового старта ". В его работе приняли участие представители науки, власти и бизнеса, руководители, педагоги, а также учащиеся старших классов образовательных учреждений Новосибирска.
Основная тема семинара – экстернат как одна из форм обучения в старшей школе: его плюсы, минусы и перспективы развития в нашем городе.
Школьников на семинаре оказалось не меньше, чем взрослых. Видимо, для ребят эта тема также является актуальной – кто-то уже пробовал, кто-то хотел бы попробовать учиться экстерном, а кто-то пока только собирает информацию об этой форме обучения.
Все началось с представления участников, где каждый выразил свое отношение к обучению экстерном и мнение по поводу того, какой сегодня должна быть старшая школа. Основной проблемой участники семинара назвали неспособность молодежи к самоопределению, неподготовленность выпускников к "реальной жизни ". Да что там говорить о школьниках! Лишь 20% студентов ВУЗов представляют себе, как будет связана их профессиональная жизнь с нынешней учебой. Сегодня жизненная ситуация такова, что обычное обучение в школе не дает представления о "большом мире ", а значит, и не учит действовать в нем, не дает ученику необходимых инструментов. На семинаре прозвучали, например, такие аналогии: "Представим, что наша с вами повседневная действительность – дом, а образование – крыша. Так вот, известно ли вам, что крыша может ехать по-разному? У нас с вами сегодня происходит следующее: дом со всеми удобствами и евроремонтом уже лет десять как перенесли в дальние дали, а соломенная крыша где была, там и есть. Хорошо хоть пыль с нее иногда стирают ".
В ходе дальнейшей работы участники семинара разбились на две группы – "дети, которым нужно что-то, чего не дает современное образование, но может дать экстернат " и "эксперты, которые скажут, возможно ли это на самом деле ". На протяжении часа группы работали над своими задачками – школьники решали, что им нужно от обучения в старших классах, чего для этого не хватает и как экстернат помог бы избежать неудобств. Эксперты детализировали ситуацию.
На общем заседании выступила с докладом команда школьников. Прежде всего, ребята разделили систему экстерната по целям: углубленное изучение предмета; ускоренное изучение (не углубляясь в детали); дополнительное изучение, при котором предмет изучается шире, чем в школьной программе. Разумеется, у каждого целевого типа экстерната свои плюсы и минусы и их можно комбинировать. В целом, школьники отметили, "что экстернат позволяет самостоятельно планировать время, отведенное на изучение того или иного предмета. Также очень важно, что, занимаясь экстерном, учишься использовать самые разные источники информации, в то время как человеку, обучающемуся очно, чаще всего кажется, что кроме рассказанного учителем знать ничего не надо. Таким образом, экстернат помогает ученику относиться к образованию более ответственно и знакомиться с различными источниками информации ".
После изложения ученического видения взрослые представили свои образовательные проекты, которые развиваются уже сегодня. Это школа "НооГен ", "Школа Пифагора " и "Философская школа ", каждая из которых помогает развивать способности учеников в определенных сферах. Кроме заявленных проектов существуют также молодежные ассамблеи, форумы, московский "РОСТ "... Но получается, что полноценно заниматься в школе обычной и в одной из этих школ невозможно и часто нужно выбирать между развитием личности и получением аттестата. Предполагается, что экстернат поможет решить эту проблему.
Собственно, экстернатом на семинаре называли этакую идеальную модель старшей школы, которая помогает личностному росту, а не тормозит его. Такая школа нужна тем, кто занимается спортом, искусством, тем, кто выбрал профиль своего образования, наконец тем, кто просто по физическим причинам не может посещать школу. Нечто более адаптивное и удобное, чем домашнее и очное образование. При такой системе, безусловно, нужны другие учебные пособия, ведь те, по которым дети учатся сейчас, предполагают наличие учителя, который все "разжует и в рот положит ". Нужны четкие критерии оценивания работы, ее планирования. И нужны люди, которые помогали бы сориентироваться в этом море информации – именно помогли, а не сделали все за ученика.
Все это пока находится только на стадии проектной идеи, но в зале уже нашлись и те, кто согласился помочь проекту, и те, кто хотел бы опробовать такую систему на себе и своих детях. Следующий семинар, на котором будет продолжена данная тема, назначен на июнь 2007 года.
Добавить комментарий