В Новосибирске прошла конференция, посвященная работе школьных музеев
5 февраля в ДК "Прогресс " прошла IV городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений. Тема конференции – "Организация целостной образовательной среды ученика как результат взаимодействия семьи и школы ".
На конференции был представлен опыт организации музеев, активно обсуждалось их место в образовательном процессе. Участники конференции делились опытом работы в области музейной педагогики.
Начальник Главного управления образования мэрии Новосибирска Геннадий Алексеевич Старцев во вступительной речи обозначил школьный музей как одно из наиболее важных звеньев в образовательной деятельности школы. Геннадий Алексеевич рассказал о планах расширения музейной работы и пообещал следить за защищенностью категории музейных руководителей в условиях новой системы оплаты труда. Старцев также отметил, что в новом Доме учителя по плану будет создан музей истории образования Новосибирска. Планируется открытие астрономического музея в уникальном технически оснащенном астрофизическом центре, проект которого будет реализован в ближайшие годы. Это должно послужить повышению интереса к науке.
В ходе конференции педагоги обсуждали такие вопросы, как проблема самоопределения молодежи при образовании семьи, проблема передачи исторической памяти и воспитания гражданина. Участники конференции проявили глубокую заинтересованность, интерес к опыту коллег, активно презентовали свой опыт.

Галина Сергеевна Чеснокова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики НИПКиПРО, рассмотрела в своем выступлении опыт, проблемы и перспективы воспитания гражданина. Галина Сергеевна назвала воспитанность важнейшим условием адаптации, социализации и развития школьников. Преемственность поколений, по ее мнению, должна способствовать усвоению ценностных ориентаций. Галина Сергеевна обозначила одну из проблем музейной педагогики – слабое умение презентовать себя, но как она справедливо заметила, качество и результативность этой деятельности постоянно повышаются.
Ильдар Фаизрахманович Мингазов, заведующий отделом социально-гигиенического мониторинга Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в НСО ", рассказал об актуальных аспектах демографической политики в Новосибирской области. Прогнозы получились довольно мрачные: уменьшение количества рождаемости, ухудшение репродуктивного здоровья населения, рост патологий и заболеваемости. Патриотическое воспитание, подчеркнул Ильдар Фаизрахманович, играет очень важную роль в борьбе с негативными факторами.
Надежда Александровна Андреева, директор негосударственного образовательного учреждения Школа "НООГЕН " затронула в выступлении проблемы самоопределения молодежи при образовании семьи. По наблюдениям Надежды Александровны, сегодня ценность семьи является априорной для современной молодежи. Новое поколение, осознавая дисбаланс между семьей и самореализацией, желает создать новую модель идеальной семьи. Задача образования в этом случае – поддержать естественный механизм возрождения семейных ценностей, задача музейной педагогики – обратить внимание на достойные подражания примеры.
Марина Валентиновна Хрячкова, начальник Управления образованием администрации Дзержинского района, рассмотрела школу и музей как единую учебно-воспитательную систему. Музей по ее мнению – сердце школы и центр обучения истории района, города и страны.
Галина Федоровна Ерисова, директор МОУ СОШ № 134 Кировского района, поделилась с коллегами интересным опытом инновационного подхода к формированию социальных связей посредством школьного музея. В школе проводятся презентации предприятий района, что помогает школьникам знакомиться с различными профессиями, подробно изучать историю района, воспитывать уважение к труду.
Валентина Александровна Орлова, директор Музея истории развития образования в Новосибирске и Новосибирской области, говорила о передаче культурного опыта поколений в условиях музея образовательного учреждения. По ее мнению, передача традиций должна осуществляться через обращение к памяти своей семьи, семейным реликвиям.
Участники конференции пришли к выводу, что на первом месте в образовательном процессе сегодня стоят воспитательные методы.

Начальник отдела воспитательной работы Главного управления образования мэрии Людмила Александровна Черкашина поблагодарила участников конференции за проявленный интерес и подчеркнула некоторые аспекты, на которых следует акцентировать внимание в работе школьных музеев:
1. Оценка работы музея должна быть положительной не только со стороны администрации, но в первую очередь со стороны ребенка;
2. Школьные музеи должны развиваться с поддержкой Главного управления образования;
3. Содержание работы школьного музея должно регламентироваться правовым полем;
4. Необходимость паспортизации школьных музеев;
5. Музей – стержень патриотического воспитания. Основной целью работы школьных музеев должен быть не поиск материала, а формирование души ребенка.
Людмила Александровна призвала педагогов к дальнейшему развитию и участию в различных конкурсах и грантах.
О том, как можно эффективно использовать средства музея, музейной педагогики в работе образовательного учреждения, вы также можете прочитать в электронной газете "Интерактивное образование " в рубрике "Музейный компас ".
Добавить комментарий