Психологическое здоровье является фундаментом для гармоничного развития личности ребенка. Однако наблюдается тенденция к увеличению эмоциональных нагрузок на детей, что требует целенаправленной работы по формированию у них навыков распознавания и регуляции эмоций, развития эмпатии и коммуникативных компетенций. Не менее важным является и повышение психологической грамотности родителей и педагогов, которые являются основными проводниками ребенка в мире социальных отношений.
В ответ на эти вызовы в детском саду № 9 был реализован проект «Неделя психологии» Его цель – создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов и воспитанников, повышение интереса родителей и педагогов к психологии, формирование благоприятного психологического микроклимата в ДОУ.
Каждый день недели имел свою тематическую направленность, что обеспечивало системность и целостность восприятия:
Понедельник – «День доброты»: акция «Книга пожеланий», занятие с детьми младшей группы «Что такое доброта», создание «Гирлянды добра».
Вторник – «День эмоций»: акция «Радуга настроения», занятие со старшими группами «Мои такие разные эмоции», направленное на развитие эмоционального интеллекта.
Среда – «День понимания»: акция «Аптечка для души», тренинг для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие с родителями».
Четверг – «День семьи»: фотовыставка «Моя веселая семья», беседы-диалоги в средних группах «Моя семья».
Пятница – «День дружбы»: беседа с детьми подготовительной группы «Я умею дружить», социологический опрос педагогов «Итоги недели психологии».
Особую роль играли психологические акции, которые обеспечивали интерактивность и вовлеченность:
«Книга пожеланий» и «Радуга настроения» создавали положительный эмоциональный настрой с самого утра;
«Аптечка для души» предлагала участникам «рецепты» в виде позитивных высказываний, способствуя развитию позитивного мышления;
«Почта психолога» обеспечивала анонимный канал связи для решения волнующих вопросов, повышая уровень доверия.
В рамках проекта были разработаны и проведены:
Занятия для детей разных возрастных групп, сфокусированные на развитии социально-эмоциональной сферы (доброта, эмоции, семья, дружба). Занятия были построены на игровых, творческих методах и приемах рефлексии.
Тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями», направленный на актуализацию проблем, развитие коммуникативных навыков, обучение техникам работы с «трудными» родителями и саморегуляции (дыхательные гимнастики).
Диагностический инструментарий: анкета «Оценка уровня взаимодействия педагогов с родителями» и итоговая анкета для педагогов по результатам проекта.
И что же у нас получилось?
Во все мероприятия ДОУ активно были вовлечены педагоги, дети и родители, что способствовало укреплению детско-родительских и партнерских отношений между семьей и ДОУ. Психолого-педагогическая компетентность взрослых участников проекта (педагогов и родителей) возросла за счет новых практических умений по психоэмоциональному воспитанию и конструктивной коммуникации. Психологические акции и совместная творческая деятельность способствовали формированию атмосферы доверия, открытости и взаимной поддержки. А благодаря игровым тренингам с педагогом-психологом у детей формировались представления о доброте, дружбе, семейных ценностях, развивалась способность распознавать и выражать эмоции.
Обратная связь от участников, полученная через анкетирование, подтвердила высокую оценку уровня подготовки и практическую значимость проекта.
Педагог-психолог МБДОУ д/с № 9 Татьяна Шабанова
Комментарии